[635]

Т. Д. Лысенко «Агробиология»

<< Оглавление >>

И. В. Сталин и мичуринская агробиология (1949)

Ленинско-сталинская теория социалистического развития сельского хозяйства и непосредственное руководство И. В. Сталина обеспечили в 1929 году величайший поворот в жизни трудящихся масс крестьянства нашей страны. Советское крестьянство повернуло на единственно правильный путь, указанный товарищем Сталиным, путь социализма, объединившись в колхозы.

Мощная социалистическая индустрия, быстро созданная в нашей стране благодаря мудрому руководству товарища Сталина, оснастила колхозы и совхозы первоклассными машинами и сельскохозяйственными орудиями. Наше сельское хозяйство является наиболее механизированным в мире, его механизация совершенствуется и растёт из года в год.

Только в колхозах крестьяне обрели настоящую, счастливую жизнь. Сталинское учение о коллективизации указало единственно правильный путь выхода крестьян из бедности и темноты на широкую дорогу зажиточной и культурной жизни, творческого социалистического труда.

Колхозы и совхозы являются необъятным полем приложения науки к жизни, использования её для повышения урожайности сельскохозяйственных растений и продуктивности животноводства, для повышения производительности. Колхозное и совхозное производство служит вместе с тем и неиссякаемым источником движения науки вперёд.

В нашей стране нет труда подневольного, тяжёлого труда на эксплоататоров Труд стал у нас творческим, стал делом чести, доблести и славы. Для свободных граждан социалистического общества он становится потребностью настоящей творческой человеческой жизни.

Миллионные массы колхозников и рабочих совхозов потянулись к научным знаниям, к творчеству. Стирается грань между умственным и физическим трудом.

Всем этим мы обязаны ленинско-сталииской партии и лично товарищу Сталину, его руководству и мудрым указаниям, основанным на непревзойдённом научном предвидении, и его повседневным заботам об интересах трудящихся.

Товарищ Сталин вооружает нас могучим оружием марксистско-ленинской теории, всегда учит нас пониманию необходимости единства науки и практики.


[636]

В своей работе «О диалектическом и историческом материализме» товарищ Сталин говорит: «...связь науки и практической деятельности, связь теории и практики, их единство должно стать путеводной звездой партии пролетариата»1.

В речи на 1 Всесоюзном совещании стахановцев товарищ Сталин говорил: «Данные науки всегда проверялись практикой, опытом. Наука, порвавшая связи с практикой, с опытом,—какая же это наука? Если бы наука была такой, какой ее изображают некоторые наши консервативные товарищи, то она давно погибла бы для человечества. Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей, не боится поднять руку на отживающее, старое и чутко прислушивается к голосу опыта, практики»2.

Великая Октябрьская социалистическая революция, раскрепостившая человеческий труд и разум, открыла невиданные в истории возможности развития науки. Известно, что в царское время в официальной биологической науке никто не знал ни гениального биолога Мичурина, ни его учения. А после Великой Октябрьской социалистической революции благодаря повседневным заботам В. И. Ленина и И. В. Сталина о развитии науки, идущей на пользу трудящимся, мичуринское дело получило полное признание.

Мичуринское передовое материалистическое биологическое учение в корне противоречило господствовавшей в царской России идеалистической биологии—вейсманизму, неодарвинизму. Поэтому-то научные работы И. В. Мичурина в царской России полностью игнорировались и не могли получить признания. Для прогрессивной биологии Мичурин мог быть навсегда потерян, если бы не наступил Октябрь 1917 года.

Великий Ленин открыл Мичурина. Великий Сталин вывел материалистическое биологическое учение Мичурина на широкую творческую дорогу. И прогрессивные биологи всегда будут благодарны В. И. Ленину и И. В. Сталину за поддержку мичуринского учения и создание всех условий для его развития.

Заботясь о благе народа, В. И. Ленин и И. В. Сталин сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции стали создавать все необходимые условия для развития всех отраслей науки в нашей стране.

Мичуринское биологическое учение благодаря заботам и вниманию товарища Сталина и большевистской партии получило небывало благоприятные материальные и моральные условия для своего расцвета. Миллионные массы советского крестьянства, агрономов, научных работников узнали о работах И. В. Мичурина и его учении.

Учение И. В. Мичурина неотделимо от сельскохозяйственной практики Оно представляет собой подлинную передовую биологическую науку, не признающую фетишей, косности Оно создано в результате обобщения опыта сельскохозяйственной практики и прежде всего на базе плодотворной работы по выведению многочисленных новых хороших сортов плодово-ягодных культур. И В. Мичурин вскрыл общебиологические закономерности: роль условий внешней среды в жизни и развитии растений, наследование приобретаемых растительными и животными организмами новых свойств и признаков.

1 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 545, изд. одиннадцатое.

2 Там же, стр. 502.


[637]

Мичурин своими работами показал, что природой растительного мира можно управлять, направленно её изменять на пользу сельскохозяйственной практике.

Сельскохозяйственная практика получила могучее средство, дающее возможность улучшать природу растительных и животных форм путём создания через агротехнику и зоотехнию соответствующих условий для жизни и развития растений и животных.

Мичуринское учение подняло дарвинизм на качественно новую ступень, превратив его из науки, объясняющей происхождение органического мира, в науку, дающую возможность направленно изменять, преобразовывать органический мир.

Наше социалистическое сельское хозяйство, не знающее кризисов и застоя, с необходимостью требовало развития передовой прогрессивной материалистической биологии как теоретической основы агрономической науки.

Старая реакционная идеалистическая биология—вейсманизм (неодарвинизм)—не соответствовала, противоречила реальным биологическим закономерностям. Поэтому она не могла быть действенной теоретической основой агрономической науки.

В. И. Ленин и И. В. Сталин ещё в первые годы после Великого Октября гениально предвидели необходимость развития материалистической биологии.

18 февраля 1922 г. в телеграмме Совнаркома, запрашивавшей Тамбовский губисполком, для доклада В. И. Ленину, об" опытах и работах И. В. Мичурина, указывалось, что «...опыты по получению новых культурных растений имеют громадное государственное значение»1.

В своей статье «О значении воинствующего материализма», написанной в те же дни, В. И. Ленин указывал: «...мы должны понять, что без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то-есть должен быть диалектическим материалистом»2.

По-ленински оценивая значение материалистического естествознания для борьбы с буржуазным миросозерцанием, И. В. Сталин с гениальной прозорливостью поддержал Мичурина и его работы по преобразованию плодоводства. Товарищ Сталин видел и знал научную и практическую значимость мичуринских установок для биологической и сельскохозяйственной науки. Теперь всем биологам Советского Союза и прогрессивным биологам других стран ясно, что мичуринские установки в биологии— единственно правильные установки.

Великий Сталин не только спас мичуринское учение от попыток ликвидации его реакционерами от науки, но и взрастил многочисленные кадры учёных и практиков-мичуринцев.

Руководящие идеи товарища Сталина играли и играют решающую роль в победе материалистического мичуринского учения над реакционным идеалистическим вейсманизмом-морганизмом в нашей стране.

1 И. В. Мичурин. Сочинения, т. I, стр. 45, Сельхозгиз, 1939 г.

2 В. И. Ленин. Сочинения, т. XXVII, стр. 187, 1930 г.


[638]

Учение В. Р. Вильямса, правильно отражающее закономерности развития почвы и её основного свойства—плодородия, на практике, в колхозах и совхозах, покалывает несостоятельность давно отвергнутого В. И. Лениным, выдуманного реакционерами так называемого «закона убывающего плодородия» почвы.

Учение Мичурина и учение Вильямса, представляющие собою разные стороны единой материалистической биологической науки и не признававшиеся старой идеалистической биологией, в условиях социалистического сельского хозяйства стали теоретической биологической основой агрономической науки, слились в единую мичуринскую агробиологическую науку.

В развитии мичуринской науки участвуют не только научные работники многочисленных исследовательских учреждений, созданных заботами и вниманием к науке товарища Сталина, но и широкие слои агрономов, зоотехников, передовиков-колхозников и рабочих совхозов.

Благодаря условиям, созданным в нашей стране ленинско-сталинской партией и правительством, благодаря мудрому сталинскому руководству у нас наука и практика всё больше и больше сливаются в единое целое. Поэтому мичуринская агробиологическая наука в социалистическом земледелии, в колхозах и совхозах нашла невиданные ещё в истории условии для своего применения и развития. Единство мичуринской теории и колхозно-совхозной практики является основой жизненности агробиологической науки. Источник внутренней силы агробиологической науки в том, что решение выдвигаемых ею самых глубоких теоретических вопросов всегда, прямо или косвенно, осуществляется через разрешение того или иного важного практического вопроса. Интересы агробиологической науки одновременно являются и интересами практики. Поэтому в разработку глубоких научных агробиологических вопросов, преломляемых через агрономию в агротехнические и зоотехнические приёмы и способы, включаются массы работников сельскохозяйственной науки, агрономов, опытников-колхозников и рабочих совхозов.

Сталинские планы развития нашего сельского хозяйства, успешно выполняемые колхозами и совхозами, одновременно являются заданиями и для агробиологической науки. Биологическая и агрономическая наука, помогая практике, колхозам и совхозам, в их работе по выполнению государственных планов, одновременно и сама развивается, совершенствуется.

Всё возрастающий прогресс нашего социалистического сельского хозяйства благоприятствует успешному развитию и нашей агробиологической науки.

* * *

Неоценимым и неиссякаемым источником для развития теоретической мичуринской биологии являются труды товарища Сталина.

Классическая работа И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» для всех нас, работников агрономической биологии,-незаменимая общетеоретическая основа правильного понимания биологических явлений. Только с позиций развитого товарищем Сталиным диалектического и исторического материализма для нас всё больше и больше раскрываются глубина и правдивость мичуринского биологического учения.


[639]

Товарищ Сталин дал могучее теоретическое оружие для раскрытии закономерностей развития живой природы. Благодаря этому советские биологи и агрономы могут всё дальше и глубже развивать мичуринское учение и тем самым оказывать колхозам и совхозам всё более действенную помощь.

Никто в мире так не заботился и не заботится о науке и научной правдивости и ясности теории, как В. И. Ленин и И. В. Сталин. Никто для науки и для жизни трудящихся нашего Советского Союза и всего мира не дал так много, как В. И. Ленин и И. В. Сталин.

Развитие теоретической биологии всецело обусловливается умением научных работников распространять и применять к старым и новым биологическим фактам и явлениям диалектический материализм. От этого умения зависит правильность подхода, правильность метода изучения и истолкования биологических фактов и явлений.

Биология является извечной ареной борьбы между материализмом и идеализмом. В наше время ещё больше обнажились противоречия между материализмом и идеализмом в философии. Резче выступили также противоречия между материализмом и идеализмом в биологии.

Только материалистическое учение, поднятое трудами В. И. Ленина и И. В. Сталина на небывалую высоту, дало и даёт нам, биологам, возможность развивать мичуринскую материалистическую биологию, свободную от всякого идеализма, и этим самым постигать развитие живой природы как особой формы движения материи, постигать живую природу и её закономерности такими, какими они на самом деле являются.

Живое бывает более жизненным и менее жизненным. Что такое жизненность, которая, как показывают повседневные наблюдения, бывает большей или меньшей и которая, по мере старения отдельных участков тела и всего организма, затухает? Биологи-идеалисты считают жизненность непостижимой и не поддающейся изучению, особой, отдельной от тела «жизненной силой». Материалисты правильно отбрасывали и отбрасывают такое представление как ненаучное, как мистическое. Но материализм, не знавший марксистско-ленинской диалектики, не мог объяснить, что такое жизненность.

Мичуринское учение, применяя развитую товарищем Сталиным марксистско-ленинскую диалектику, вскрыло источники жизненности, источники жизненного импульса организма.

В. И. Ленин и И. В. Сталин учат, что движущей силой развития являются внутренние противоречия предметов и явлений.

«...В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия».—указывает товарищ Сталин в своей работе «О диалектическом и историческом материализме»1. Здесь же товарищ Сталин приводит следующие слова Ленина:

«„В собственном смысле диалектика, говорит Ленин, есть изучение противоречия в самой сущности предметов" (Ленин, «Философские тетради», стр. 263).

И дальше:

«Развитие есть „борьба" противоположностей" (Ленин, т. XIII. стр. 301)».

И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 539, изд. одиниадцатое.


[640]

Отсюда мы, биологи, можем считать, и действительно считаем, что жизненный импульс тела, степень его жизненности обусловливаются противоречивостью живого тела. Живое тело только потому и обладает жизненным импульсом, что ему свойственны внутренние противоречия.

При таком подходе к явлению жизненности организма становится ясной биологическая роль процесса оплодотворения. Оплодотворение создаёт жизненность, жизненный импульс. Путём объединения различающихся в определённой мере половых клеток (женской и мужской) в одну клетку, путём объединения двух ядер половых клеток в одно ядро создаётся противоречивость живого тела, на основе чего возникает саморазвитие, самодвижение, жизненный процесс—ассимиляция и диссимиляция, обмен веществ.

Правильное понимание жизненности важно как для теоретической биологии, так и для сельскохозяйственной растениеводческой и животноводческой практики. Путём соответствующих межсортовых и внутрисортовых скрещиваний в практическом семеноводстве получаются семена, дающие более жизненные, более стойкие растения. Такой же результат даёт и межпородное скрещивание в пользовательном животноводстве.

Зная, что жизненность создаётся путём оплодотворения в результате объединения двух слегка разнящихся половых клеток в одну, можно в растениеводстве при выведении новых сортов растений-перекрёстноопылителей, а также в животноводстве при создании новых пород животных значительно лучше использовать узкородственное размножение. Это даёт возможность не только сохранить, но и усиливать нужные наследственные свойства и качества исходных родительских форм.

Чтобы не ослаблять жизненности при узкородственном разведении, родственные организмы, предназначенные для размножения, следует воспитывать в разных условиях.

Непостижимая для идеалистов «жизненная сила» стала для мичуринской биологии познаваемой, а следовательно, и управляемой. Этим мы обязаны марксистско-ленинскому материалистическому учению, развитому в трудах В. И. Ленина и И. В. Сталина. Товарищ Сталин учит: «...марксистский философский материализм исходит из того, что мир и его закономерности вполне сознаваемы, что наши знания о законах природы, проверенные опытом, практикой, являются достоверными знаниями, имеющими значение объективных истин, что нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, еще не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики»1.

Своими трудами, советами и указаниями товарищ Сталин учил и учит нас, работников сельскохозяйственной науки и практики, всё глубже и глубже понимать и всё больше и больше ценить и развивать учение прогрессивных биологов—Тимирязева, Мичурина, Вильямса.

На классических сталинских примерах применения положений диалектического материализма мы должны учиться тому, как нужно творчески применять диалектический материализм при изучении и научном истолковании биологических явлений, с тем чтобы управлять ими в соответствии с запросами практики.

Только этот путь приведёт нас к успешному разрешению трудных вопросов, стоящих на пути биологической науки.

1 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 543, изд. одиннадцатое.


[641]

* * *

Вопрос о видообразовании всегда занимал центральное место в теоретической биологии. Бессмертными трудами Дарвина научно доказано, что органический мир непрерывно изменяется, развивается, что он имеет свою историю, своё прошлое, настоящее и будущее. Величайшая заслуга Дарвина заключается в доказательстве того, что. органический мир развивается на основе естественных законов. Но теория эволюции Дарвина исходит из признания только количественных изменений, изменений, сводящихся только к увеличению или уменьшению, и упускает из виду, вернее, не знает обязательности и закономерности превращений, переходов из одного качественного состояния в другое. Между тем без превращения одного качественного состояния органических форм в другое их качественное состояние нет и развития, нет и превращения одних видов в другие, а есть только увеличение или уменьшение количества, есть только то, что обычно называется ростом.

Именно по этой причине дарвинизм, утвердивший в биологической науке понятие развития только как понятие плоской эволюции, мог лишь объяснять развитие органического мира. Это объяснение не могло стать действенной теорией, теоретической основой для практического преобразования, для планового изменения органической природы.

Только в нашей стране, стране победившего социализма, где марксизм-ленинизм, развитый трудами товарища Сталина, является господствующим мировоззрением, колхозно-совхозное сельское хозяйство дало и даёт возможность безграничного развития материалистической биологической науки, мичуринского учения—творческого дарвинизма.

«...В противоположность метафизике,—учит нас товарищ Сталин,— диалектика рассматривает процесс развития, не как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям, — а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений»1.

Учение о диалектике, о развитии дало советским биологам возможность вскрыть пути превращения одних растительных видов в другие. В 1948 г. в докладе «О положении в биологической науке» на сессии Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина мною кратко уже указывалось, что 28-хромосомная твёрдая пшеница (Тритикум дурум) при подзимнем посеве через два-три поколения превращается в другой вид—42-хромосомную мягкую пшеницу (Тритикум вульгаре). Далее было выяснено, что в некоторых колосьях твёрдой пшеницы из подзимнего посева при обмолоте обнаруживаются отдельные зёрна мягкой пшеницы, то-есть другого ботанического вида.

Этим самым были сняты всякие сомнения в происхождении растений мягкой пшеницы, полученных из семян урожая твёрдой пшеницы. Отпали подозрения, допускавшие возможность в данных опытах случайных,

1 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 537, изд. одиннадцатое.


[642]

незамеченных, механических примесей семян мягкой пшеницы. Стало ясно, что воздействие осенне-зимних условий, не обычных для яровой твёрдой пшеницы, которая соответственно её природе в практике высевается весной, приводит к накоплению в клетках растений твёрдой пшеницы незаметных, скрытых, количественных изменений. Растения такой твёрдой пшеницы ничем ни по внешнему виду, ни по количеству хромосом в ядрах клеток не отличаются от обычной твёрдой пшеницы. Но при образовании семян (зачатков новых организмов) в колосьях такой пшеницы, прошедшей два-три подзимних посева, отдельные зёрна получаются уже не материнского вида, а нового, другого ботанического вида. В данном случае в колосе твёрдой пшеницы получаются отдельные зёрна мягкой пшеницы.

Основываясь на этих опытах, ряд научных работников и агрономов в 1949 г. с безупречной достоверностью показали, что в предгорных и горных районах, в районах с неблагоприятными условиями зимовки, и особенно на участках с неблагоприятными условиями развития, озимая пшеница может превращаться в рожь.

Издавна были известны утверждения практиков о возможности перерождения, перехода пшеницы в рожь. Но наука, основываясь только на теории плоского эволюционизма, начисто, как говорят, с порога, отрицала возможность быстрого превращения одного ботанического вида в другой. Все же случаи появления ржи в посевах пшеницы объявлялись результатом только её механического засорения.

Механическое засорение семян пшеницы действительно часто бывает. Поэтому и нельзя было, хотя бы для себя самого, доказать возможность превращения в соответствующих условиях пшеницы в рожь.

Сталинское учение о постепенных, скрытых, незаметных количественных изменениях, приводящих к быстрым качественным коренным изменениям, помогло советским биологам обнаружить у растений факты осуществления качественных переходов, превращения одного вида в другой.

Научными работниками и агрономами были обнаружены отдельные ржаные зёрна, зёрна настоящей ржи в пшеничных колосьях, ничем на глаз не отличающихся от обычных колосьев пшеницы.

Эти факты прямо говорят о том, что в определённых условиях жизни в растениях пшеницы происходят незаметные, скрытые, постепенные количественные изменения, которые приводят к быстрым, внезапным, открытым превращениям отдельных клеток растения, в данном случае яйцеклеток пшеничного растения, в качество другого вида. Вместо клетки пшеницы возникают клетки ржи.

Таких фактов мичуринской агробиологией теперь накоплено уже много. Главное же, эти факты можно сызнова, ежегодно получать, зная условия внешней среды, воздействие которых вынуждает превращаться один растительный вид в другой, более соответствующий данным условиям внешней среды.

* * *

Величественный Сталинский план преобразования природы степных и лесостепных районов европейской части СССР, успешно выполняемый колхозами и совхозами, открыл перед работниками науки и практики новое и необозримое поле деятельности для творческого приложения сил и знаний.


[643]

Колхозы и совхозы приступили к выращиванию на миллионах гектаров полезащитных лесных полос и лесных массивов в районах, где в течение многих столетий естественных лесов не было.

Колхозники, рабочие совхозов, агрономы, научные работники, руководимые ленинско-сталинской партией и правительством, руководимые нашим вождём и учителем товарищем Сталиным, досрочно выполнят государственные задания по посадке леса и создадут условия, благоприятные для его роста.

Товарищ Сталин—это воплощение народной мудрости, это правда трудящихся нашего великого Советского Союза, это счастье всех трудящихся мира.

Слава и долгие годы жизни и здоровья вождю и великому учителю трудящихся, корифею науки товарищу Сталину!

Впервые опубликовано в 1949 г.

<< >>



Hosted by uCoz