[254]

Т. Д. Лысенко «Агробиология»

<< Оглавление >>

Труды И. В. Мичурина - основа советской генетики (1938)

Три года назад окончил свой жизненный путь Иван Владимирович Мичурин. Его имя общеизвестно. Он был одним из мужей передовой науки, о которой недавно на приёме работников высшей школы в Кремле говорил товарищ Сталин. Создав сотни новых прекрасных сортов плодово-ягодных растений. И. В. Мичурин на деле показал свою кровную принадлежность к той науке, которая не отгораживается от народа, а служит народу, которая все свои завоевания готова передать народу и обслуживает его не но принуждению, а добровольно, с охотой.

На опыте убедившись в реальности переделки природы растений, Мичурин даже в мрачные годы царизма не убоялся противостать официальной казенной науке, отрицавшей самую возможность такой переделки. Тем самым Мичурин показал себя борцом, который, понимая силу и значение установившихся в науке традиций и умело используя их в интересах науки, всё же по хочет быть рабом этих традиций и находит достаточно смелости и решимости ломать их, когда они становятся уста-

релыми, становятся тормозом для движения вперёд. Воинствующий дарвинист, Иван Владимирович сначала в одиночку, а после победы Великой Октябрьской социалистической революции во главе многочисленной армии молодых дарвинистов-мичуринцев смело ломал устаревшие традиции и нормы формальной генетики (науки о наследственности) и неустанно трудился над созданием новой, действенной генетико-селекционной науки.

История этой науки не знает других примеров столь глубокого понимания жизни и развития растений, какого достиг Иван Владимирович Мичурин. Он не был просто практиком, каким пытались его изобразить жрецы науки. Глубочайший исследователь природы, так много давшим сельскому хозяйству родной страны, Мичурин создал и новую теорию, вскрыв на плодово-ягодных объектах общие, до него никому не известные закономерности развития растительных организмов. С этих новых позиций он разгромил формальную буржуазную генетику, опрокинул и отшвырнул прочь многие лженаучные положения, тормозившие развитие настоящей, подлинной науки.

Он нашёл свой путь, и в этом—сила самого Мичурина и сила всех тех, кто идёт мичуринским путём. Мичурин но признавал «опыта ради опыта»,


[255]

он едко высмеивал «науку ради науки». Не просто для удовлетворения любопытства, а для того, чтобы преодолевать препятствия, преграждающие путь к созданию нужных, но в природе еще небывалых, невиданных растений, проводил свои замечательные опыты Иван Владимирович.

При таком подходе к делу ему никогда не приходилось «выдумывать темы»—они сами лезли в руки,—чего, к сожалению, не скажешь о тех «чистых теоретиках», которые «сочиняют» никому не нужные, вздорные, анекдотические «темы» и в то же время слепы и бесчувственны к задачам, выдвигаемым самой жизнью.

Эта слепота особенно ярко проявилась в той оценке, какую давали замечательным трудам Мичурина представители формальной генетики. Не сумев создать ни одного сколько-нибудь ценного сорта, они усиленно «проверяли» Мичурина в своих лабораториях. Но так как отдельные положения Мичурина брались при этом в отрыве от всей его концепции, в отрыве от дарвинизма, материалистическое ядро которого Мичурин совершенствовал и развивал, то из этих попыток ничего не получалось.

Достаточно вспомнить, с какой яростью на протяжении многих десятилетий «опровергалось» мичуринское положение о влиянии подвоя на привой или его учение о воспитании молодых гибридных сеянцев. Ведь этим учением сокрушались самые основы формальной генетики, принципиально по-иному, по-мичурински ставился вопрос о наследственности, на новую, высшую ступень поднимался дарвинизм, а люди науки и практики социалистического сельского хозяйства вооружались первоклассным оружием для массовой переделки растительных организмов на основах новой, подлинно научной теории.

Из чего здесь исходил Мичурин? За основу он взял общеизвестные факты, выводы же его гений дал науке потрясающие.

Известно, что картофель, который в практике обычно размножается клубнями, при посеве семенами даёт хотя и относительно разнообразное потомство, однако в подавляющем большинстве не диких, а культурных форм. Плодовые деревья, например некоторые сорта слив и вишен, обычно размножаемые корневыми отпрысками, при посеве семенами также дают в большинстве случаев хорошие культурные деревья. Если же мы возьмём семена культурной яблони или груши, то из этих семян получаются, как правило, не культурные растения, а почти сплошь дички.

Ни один генетик старой менделевско-моргановской школы ни за что не объяснит, в чём тут секрет, с мичуринских же позиций—дело ясней ясного.

В одной из замечательных статей, которую предоставил нам заведующий литературным архивом Мичурина тов. А. Н. Бахарев, Иван Владимирович на поставленный вопрос даёт прекрасный ответ. Основным виновником плохой наследственной передачи культурными сортами яблони, груши и других пород своих свойств семенному потомству оказывается дикий подвой, на который привиты культурные сорта. Самый привой старого сорта мало подвержен действию корней дичка, на которые он привит, молодые же организмы, то-есть зародыши семян, формирующиеся в плодах этого сорта, сильно уклоняются в сторону этого подвоя. По этой же причине дичает и молодой гибридный сеянец, привитый в крону старого культурного сорта.

Мичурин многократно подчёркивает, что молодые растительные организмы и высшей степени подвержены влиянию условий внешней среды,


[256]

и вот почему он так резко протестовал против тех, кто считал целесообразным прививать молодые гибридные сеянцы в крону старых деревьев.

Но коль скоро прав Мичурин, а не его противники, то что же остаётся от формальной генетики, цепляющейся за «вещество наследственности» и объявляющей его заложенным в хромосомах!1. Поломав эту традицию старой генетики, Мичурин устанавливает новый закон развития, а социалистической практике даёт новые установки, указывает на новые пути и приёмы для переделки любых растительных форм.

Изучая Мичурина, учась у него повседневно, видишь, что нигде так ярко не проявилась революционизирующая науку мичуринская мысль, как в вопросе о вегетативной гибридизации и в способе менторов2, разработанном Иваном Владимировичем.

Способу подправки породы молодых растительных организмов (молодых сортов) путём ментора (воспитателя) И. В. Мичурин придавал огромное значение. Но именно этот способ вызывал и, к сожалению, до сих пор ещё вызывает наибольшее количество возражений со стороны генетиков и селекционеров менделевско-моргановского толка. Им кажется диким, как можно гибридизировать вегетативным путём3, если гибриды могут получаться, по их мнению, лишь при слиянии половых клеток. II вообще для них непонятно, как можно изменять (улучшать) породу растений путём изменения условий жизни этих растений!

Способ менторов смог разработать только такой учёный, как Мичурин, осознавший основные закономерности развития растительных организмов. Эти закономерности сугубо противоречат «общепринятой» теории наследственности и изменчивости, то-есть менделевско-моргановской генетике. С позиций менделизма-морганизма понять менторы и признать вегетативную гибридизацию нельзя уже по одному тому, что тогда придётся откинуть теоретические построения формальной генетики.

Проверочные опыты по вегетативной гибридизации, проведённые в Институте генетики и селекции (г. Одесса) и группой студентов Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, подтвердили гениальный прогноз, данный И. В. Мичуриным.

Опыты были проведены над картофелем. Уяснив себе по-мичурински суть и роль ментора, я предположил, что если заставить столоны (подземные побеги, на которых развиваются клубни) одного сорта картофеля питаться продуктами ассимиляции листьев другого сорта картофеля, то получатся клубни новой породы. Они будут обладать в разной степени свойствами и одного и другого сорта. Сделать это легко с помощью прививки: к стеблям одного сорта картофеля нужно привить черенки другого сорта.

Наши предположения оправдались полностью. Во всех случаях получились клубни картофеля, на которых ясно видны свойства обоих родителей. Интересные в этом смысле результаты получились также в опытах мичуринца-опытника И. В. Брусенцова под Москвой.

Почему же раньше при прививках картофеля по всегда получались вегетативные гибриды, а в наших опытах вегетативная гибридизация

1 Хромосомы—элементы клеточного ядра, считающиеся «носителями наследственности».

2 Метод менторов—способ воспитания молодых растений путём прививки к ним черенков другого сорта с целью передачи отдельных свойств.

3 Вегетативный гибрид—потомство, полученное от прививки растений двух сортов друг к другу и обладающее отдельными свойствами обоих сортов.


[257]

полностью удалась? Дело не просто в прививке, а в том, чтобы умело заставить соответствующие клетки одного сорта ассимилировать подставляемую пищу, вырабатываемую другим сортом. Нужно было также учесть избирательную способность клеток живого организма к пище.

Мы теперь предполагаем, что во всех случаях можно добиться резких изменений гибридного характера в результате взаимодействия привоя и подвоя. Но для этого необходимо не только брать черенки для прививки с молодого растительного организма и прививать их в крону взрослого дерева, с которым хотят вегетативно сгибридизировать (скрестить), но и удалять все листья, появляющиеся на привое. Необходимо заставить черенок привоя целиком строить своё тело из пищи, доставляемой корнями подвоя, и из продуктов ассимиляции листьев подвоя. В этих случаях будет происходить вегетативная гибридизация. Дело только за тем, сможет ли привитый черенок прижиться и жить в кроне данного подвоя.

Таким образом, способ менторов, открытый Мичуриным, даёт нам возможность разрабатывать и по-настоящему использовать метод вегетативной гибридизации. Предполагаю, что в дальнейшем мы сможем массовым порядком гибридизировать многие растения, которые нельзя было скрещивать половым путём, то-есть путём перекрёстного опыления. С другой стороны, при вегетативной гибридизации все растения, размножаемые вегетативно (черенками), должны давать более определённое и более стойкое потомство, нежели при половой гибридизации.

Мы теперь уже уверенно берёмся гибридизировать один сорт картофеля с другим путём прививки. Овладев этим методом, мы сможем соединять природу картофеля с природой георгин, топинамбура и т. д. Можно будет получать вегетативные гибриды между нежными персиками, абрикосами и выносливыми сливами, тёрном; гибридизировать лимоны, мандарины, апельсины и другие цитрусовые с трёхлисточковым лимоном, более устойчивым к морозам.

Этот пример, взятый из великой мичуринской сокровищницы знаний, наглядно показывает, что, поняв суть мичуринского метода и по-настоящему им овладев, мы уже завтра сможем делать в области растениеводства то, что сегодня кажется простой фантазией.

Жрецы и монополисты науки, на протяжении многих десятилетий следя ревнивым оком за Мичуриным, ничего не могли понять в его опытах, так как самодовольно замкнулись в собственной скорлупе. Тем хуже для них, ибо факты против них. Зато новые, советские люди науки вместе с миллионами практиков сельского хозяйства в стране социализма прекрасно поняли Мичурина и по достоинству оценили ту науку, которая охотно и добровольно открывает все свои двери молодым силам нашей страны и даёт им возможность завоевать вершины науки. «Будущность принадлежит молодёжи от науки» (Сталин).

Смело и уверенно призывал Мичурин: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё—наша задача». Немало взял, чтобы передать народу, сам Мичурин. Ещё больше обязаны взять тысячи и тысячи ученых-мичуринцев, колхозников-ученых, потому что в трудах Мичурина они имеют прочную основу для дальнейших успехов и побед.

Впервые опубликовано в газете «Правда» 6 июня 1938 г.

<< >>



Hosted by uCoz